Новости

ФАС признала сервис «Яндекс.Такси» доминирующим на рынке. Комментарий Николая Вознесенского для Москва FM

Вышла новость, что ФАС России заявила о доминирующем положении «Яндекс.Такси» в России. Николай Вознесенский, управляющий партнер, Антимонопольная практика ALUMNI Partners, в прямом эфире утренней программы радио Москва FM поделился своим мнением о том, что будет происходить с Яндекс.Такси после заявления и о регулировании ценовых рынков.

Что будет происходить с Яндекс.Такси после заявления ФАС России?

В первую очередь, давайте разберемся, что значит заявление ФАС о доминирующем положении той или иной компании. На самом деле это некий результат анализа рынка, прежде всего доли компании. Но мы понимаем, что доля компании может быть достаточно большой. И в этой связи это предоставляет полномочия антимонопольной службе по контролю за деятельностью любой компании, которая признана от доминирующей. С моей точки зрения такие анализы всегда проводятся за определенное прошлый период, то есть они ретроспективны, поэтому здесь нужно понимать, что это произошло не сегодня. То есть мы не можем говорить, что, например, со вчерашнего дня антимонопольная служба признала компанию доминирующей. Это некий прошлый период времени. То есть, компания, по мнению ФАС России, уже определённое количество времени является для доминирующей. Что может происходить в этой связи? Ну, во-первых, антимонопольная служба уже достаточно пристально следит за деятельностью Яндекс.Такси. Мы видим, что происходит обсуждение на уровне экспертного совета; я уверен, что и в каком-то рабочем порядке. На что может обращать внимание антимонопольная служба? В первую очередь, вы правильно сказали, это цены. Как правило, если компания доминирует, антимонопольная служба в первую очередь обращает внимание на рост цен, если он происходит. Но здесь есть нюанс с точки зрения такси. Дело в том, что, вот вы сказали, в метель, да, цены растут, но при хорошей погоде они должны падать, и они падают. То есть, это вот такое динамическое ценообразование, когда спрос высокий, а автомобилей мало — цены растут. Когда автомобилей больше, спрос снижается — цены падают. В принципе, с этим спорить сложно. Что может делать антимонопольная служба, это проверять соразмерность. Цены должны расти при ухудшении погодных условий, но насколько они должны расти, насколько это соразмерно, насколько это обоснованно — вот такие вопросы можно задавать ФАС России.

Есть ли опыт, что проверили какую-то организацию, действительно выяснили, что цены были подняты необоснованно, компания заплатила штраф?

Безусловно, есть, но не напрямую, как говорите — заплатили штраф, цены снизились. В принципе, постоянно контроль со стороны антимонопольной службы позволяет приводить к тому, что цены становятся более доступными для потребителей. И этот пример на поверхности — это мобильные операторы. Они из года в год находятся под контролем антимонопольной службы. И если вы ретроспективно посмотрите цены на сотовую связь, то вы поймете, что они растут за эти годы, но растут не так сильно, как цены на некоторые другие товары. Потому что антимонопольная служба регулярно контролирует мобильных операторов, если происходит какое-то резкое повышение или как-то иначе меняется стоимость их услуг.

По материалам Москва FM >>