Новости

Усиление контроля за осуществлением иностранных инвестиций в компании, осуществляющие стратегические виды деятельности

Юридическая фирма ALUMNI Partners продолжает обзор законопроектов, касающихся усиления контроля за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. В настоящем информационном письме мы расскажем вам про законопроект, который вносит ряд точечных поправок в уже действующие нормы, а также расширяет сферу контроля за получением разрешительных документов (лицензий) на осуществление стратегических видов деятельности[1] (далее – Законопроект). Законопроект был внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ 17 августа 2022 г. В случае принятия Законопроекта он вступит в силу по истечении 3 месяцев с момента его опубликования.

Скачать обзор в PDF >>

В каких случаях будет требоваться согласование в порядке Закона № 57-ФЗ[2]?


Согласно Законопроекту, предлагается распространить положения Закона № 57-ФЗ на следующие случаи:
1.   установление контроля иностранного инвестора[3] над компанией, которая обращается за получением (переоформлением) лицензии[4] на осуществление стратегического вида деятельности[5], в том числе в связи с реорганизацией в форме преобразования/слияния с/присоединения к другой компании (вне зависимости от того, находится ли данная компания под контролем иностранного инвестора в данный момент или такой контроль будет установлен, например, в результате сделки);
2.   совершение сделок, влекущих предоставление стратегической компании, находящейся под контролем иностранного инвестора, а также компаниям ее группы лиц права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если такая стратегическая компания или ее группа лиц в совокупности будут обладать правом на добычу (вылов) более 35% определенных видов водных биологических ресурсов[6] от общего объема допустимого улова соответствующего вида водных биологических ресурсов;
3.   совершение сделок, влекущих предоставление права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов компании, которая находится под контролем иностранного инвестора и не имеет стратегического значения или осуществляет какой-либо из видов деятельности, относящихся к рыболовству (за исключением деятельности по добыче (вылову) водных биологических ресурсов).

Каковы последствия нарушения порядка согласования?


В случае получения (переоформления) лицензии компанией, находящейся под контролем иностранного инвестора, с нарушением требований Закона № 57-ФЗ, действие лицензии может быть приостановлено по решению Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее – Правкомиссия), на основании заключения уполномоченного органа (ФАС России).
Заключение уполномоченного органа может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня его получения компанией. После приостановления действия лицензия может быть прекращена на основании решения суда, если заключение уполномоченного органа не обжаловано в суд в вышеуказанный срок или такое заключение было признано судом законным.
Если заключение уполномоченного органа будет признано судом недействительным, компания может взыскать убытки с уполномоченного органа (включая упущенную выгоду) в судебном порядке.
Аналогичная процедура применяется и в случае нарушений Закона № 57-ФЗ, связанных с получением прав на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

В каких случаях нужно согласовывать уже установленный контроль?

Иностранный инвестор обязан подать ходатайство о согласовании установления контроля над стратегической компанией в порядке, предусмотренном Законом
№ 57-ФЗ, если установление такого контроля осуществлено:
1.     в результате приобретения гражданином РФ, осуществляющим контроль над стратегической компанией, иного гражданства, либо отмены решения о приеме в гражданство РФ, оформления выхода из гражданства РФ лиц, которые постоянно проживают за пределами РФ;
2.     иностранным инвестором над компанией, которая обращается за получением (переоформлением) лицензии на осуществление стратегического вида деятельности.

Исключения в отношении сделок с компаниями, контролируемыми гражданами РФ


В соответствии с Законопроектом будет исключена необходимость предварительного согласования сделок, совершаемых компанией, находящейся под совокупным контролем граждан РФ, которые не имеют иного гражданства и являются налоговыми резидентами РФ. Однако это возможно только при условии предварительного раскрытия информации о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в ФАС России в установленном порядке[7].

Дополнительные случаи уведомления ФАС России о владении акциями (долями) стратегических компаний

Согласно Законопроекту, следующие лица обязаны представить информацию об изменениях гражданства в уполномоченный орган, если они владеют 5 и более процентами акций (долей), составляющих уставный капитал стратегической компании:
1.   граждане РФ, приобретшие иное гражданство;
2.   лица, в отношении которых решение о приеме в гражданство РФ отменено;
3.   граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ, оформившие выход из гражданства РФ.
Нарушение этой обязанности может повлечь лишение иностранного инвестора или группы лиц в судебном порядке права голоса на общем собрании акционеров (участников) стратегической компании до дня получения подтверждения от ФАС России о надлежащем выполнении ими вышеуказанного требования.

Изменение концепции «совокупного» контроля


Законопроект меняет подход к правилам определения «совокупного» контроля (ч. 2.1 ст. 5 Закона № 57-ФЗ). Если раньше такой контроль мог быть установлен только определенными категориями инвесторов (например, иностранными государствами или лицами, не предоставляющими информацию о своих бенефициарах), то согласно поправкам, совокупный контроль может быть установлен любыми иностранными инвесторами.

Смягчение требований о согласовании сделок в отношении недропользователей и лиц, осуществляющих добычу (вылов) водных биологических ресурсов


На текущий момент под согласование подпадают фактически любые сделки в отношении акций (долей) указанных компаний, если иностранный инвестор уже владеет в них от 25 до 75% акций (долей). Необходимость согласования таких сделок будет исключена.
Вместо этого, сделки иностранных инвесторов будут подлежать согласованию только если они подпадают под требования иных норм Закона № 57-ФЗ (например, сделки по приобретению 25% и более акций (долей).

[1]        Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 183073-8
[2]        Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
[3]        Здесь и далее термин «иностранный инвестор» включает группу лиц, в которую входит иностранный инвестор
[4]        Здесь и далее под лицензией имеются в виду и другие разрешительные документы для осуществления «стратегического вида деятельности» в соответствии со статьей 6 Закона № 57-ФЗ
[5]        За исключением ряда случаев, предусмотренных Законом РФ от 21.02.1992 № 2395–1 «О недрах»
[6]        Перечень таких ресурсов утверждается Правительством Российской Федерации
[7]        Постановление Правительства РФ от 01.12.2018 № 1456 «Об утверждении Правил представления иностранными юридическими лицами, иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами, и находящимися под их контролем организациями в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах»