Недавно пришел ответ от производителей о намерении Генпрокуратуры проверить их на предмет не снижения цен. Производители говорят, что есть объективные причины: логистика и упаковка, а также нестабильность долларовых цен на сырье, комплектующие и готовую продукцию.
Виталий Дианов, член Генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов и партнер юридической фирмы ALUMNI Partners ответил на вопросы ведущих об ответственности за высокие цены в прямом эфире Вести FM.
Ведущий: Как понять, есть ли злой умысел или причины не снижения цен объективны?
Виталий Дианов: Нужно различать полномочия антимонопольного органа (ФАС России) и Генеральной прокуратуры России. Антимонопольный орган может и имеет полномочия контролировать цены, но только в ограниченных ситуациях: когда есть картельные нарушения, то есть прямой сговор конкурентов друг с другом. Это редкая ситуация в практике антимонопольного органа, доказывать это невероятно сложно. Второй вариант, который есть для ФАС: смотреть на случаи злоупотребления доминирующим положением, когда устанавливаются излишне высокие цены (то, что в праве называется монопольно высокой ценой). Но это действует только для доминантов, это должен быть очень мощный игрок, определяющий правила игры на всем рынке.
В тех сегментах, где существует конкуренция (а многие продукты относятся к свободному сектору российской экономики), цены определяются из баланса спроса и предложения, покупательской способности и способности продавца ставить свою цену. В этой ситуации полномочий ФАС для контроля недостаточно и тогда подключается Генпрокуратура, как общий надзорный орган. Но его полномочия также ограничены только правом запросить, проанализировать и выдать рекомендации. Контролировать и устанавливать цены в рыночной экономике права у государства нет. Это только административный надзор и некое убеждение путем диалога с бизнесом.
Ведущий: Можем ли мы допустить, что поставщики или ретейлеры ведут нечестную игру, пользуясь сложившейся ситуацией? Возможно ли доказать сговор или другие правонарушения?
Виталий Дианов: Мы не можем исключать, что возможно где-то здесь есть и сговор, это вопрос сложного доказывания. Скорее всего без оперативно-розыскных мероприятий один ФАС не справится, ведь в современном мире люди научились прятать доказательства. И даже если прийти с проверкой и запросить доступ к электронной почте, то можно там ничего не найти (люди общаются в мессенджерах, неофициальных почтовых аккаунтах). Если есть элемент сговора, то есть вопрос скорее к взаимодействию ФАС России и правоохранительных органов, которые должны помочь с оперативно-розыскными мероприятиями.
К сожалению, каждый производитель в первую очередь бизнесмен, который стремится заработать максимальную прибыль. С учетом нестабильной экономической ситуации, колебания курса и проблем с логистикой, бизнес, если открывается окно возможностей, он постарается получить прибыль, чтобы создать «кубышку». Сегодня есть возможность возить товар, а завтра его может не быть, сразу возникает дефицит, цена растет, сроки увеличиваются. На этот случай желательно иметь оборотные средства для того, чтобы иметь возможность перекредитовать себя внутри. Бизнес можно понять в текущей экономической ситуации.
Ведущий: Насколько чувствительны для рынка имеющиеся юридические инструменты, которые есть у государства?
Виталий Дианов: Если будет доказано нарушение и картель, и злоупотребление доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены, то штрафы довольно существенны (до 15% от годового оборота выручки полученной за продажу товара на рынке, котором он обращается). Санкция существенна, но на практике к разорению не приводит. Гораздо страшнее, если помимо оборотного штрафа и расходов на ведение дела, который бизнес неизбежно будет нести, он еще столкнется с частными убытками. Но это слабо развито в России, обычно этого, иска потребителя, боятся производители на западе.
Ведущий: Помните ли вы прецедент, когда был доказан монопольный сговор и были наказаны ретейлеры и производители сырья?
Виталий Дианов: Такие примеры были, мне ближе по роду деятельности примеры из промышленности. Антимонопольный орган регулярно контролирует цены и в случае, если находит нарушения, то применяет штрафы. Один из последних примеров: после многих лет судов «Нижнекамскнефтехимом» был уплачен в бюджет оборотный штраф в размере более одного миллиарда рублей за злоупотребление доминирующим положением на рынке каучука.
Ведущий: Расскажите из практики, насколько убедительны аргументы Генпрокуратуры и других контролирующих органов, насколько они влияют на рынок и производителей?
Виталий Дианов: Государство напрямую общается с бизнесом, без юристов, но один из аргументов, который мне известен, это субсидии. Это здравый подход, когда государство на первичной стадии выделяет средства, ожидая, что бизнес не будет пытаться получить сверхприбыль, сдерживая цены, ведь выдачу субсидий всегда можно прекратить.