Новости

Новые подходы к рассмотрению Правкомиссией заявлений на осуществление сделок и выплату дивидендов

Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее – «Правкомиссия») был разработан и утвержден ряд новых условий и подходов[1] к рассмотрению M&A сделок с иностранными лицами недружественных стран, а также к рассмотрению заявлений о выплате дивидендов иностранным участникам. По имеющейся у нас информации данные подходы будут применяться Правкомиссией в том числе в отношении уже находящихся на рассмотрении заявлений. В настоящем информационном письме обзор данных нововведений.

Скачать обзор в PDF >>

Подходы к согласованию M&A сделок


Правкомиссия будет исходить из необходимости выполнения следующих условий при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции), направленной на отчуждение ценных бумаг, долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах российских компаний иностранными лицами недружественных стран, цена которой превышает 100 000 000 долларов США (или эквивалент):

1.       Наличие отчета независимого оценщика об оценке рыночной стоимости активов
Данный отчет должен быть подготовлен в соответствии с требованиями Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Исходя из нашего практического опыта, отчет оценщика целесообразно подтвердить заключением саморегулируемой организации, указывающим на соответствие отчета об оценке требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, а также применимым стандартам и правилам.

2.       Предоставление продавцом дисконта в размере не менее 50% от рыночной стоимости активов
Ранее данное условие не было документально закреплено, однако уже широко применялось при рассмотрении заявлений Правкомиссией. В отсутствие такого дисконта шансы на выдачу разрешения на осуществление сделки существенно снижаются.

3.       Установление KPI для новых акционеров (собственников)
Новые правила не конкретизируют процедуру определения, утверждения и контроля за выполнением KPI, а также сроки их выполнения. Полагаем, что соответствующая процедура во многом будет определяться отраслевыми министерствами, в том числе с учетом предложений со стороны покупателя. Также вероятно, что такие обязательства будут устанавливаться на срок не менее 1 года.
Соответственно, в случае если сделка попадает под вышеуказанное пороговое значение по цене, мы рекомендуем по собственной инициативе включать формулировки потенциально приемлемых для покупателя KPI в тексты заявлений для их рассмотрения ответственным министерством и утверждения Правкомиссией. Это может позволить как сформулировать такие KPI в разумном ключе, так и ускорить процесс подготовки заявления к рассмотрению Правкомиссией.
В частности, это могут быть обязательства, направленные на сохранение числа рабочих мест, надлежащее исполнение компанией уже заключенных контрактов, увеличение налоговых поступлений от деятельности компании, реализация уже действующих инвестиционных программ и т.д.  

4.       Предоставление рассрочки платежа на 1-2 года
В качестве альтернативы к данной мере может быть использована добровольная уплата в федеральный бюджет не менее 10% от цены сделки. Отдельно отметим, что соответствующая процедура не определена на сегодняшний день, и отсутствует указание на конкретное лицо, которое должно осуществить такой добровольный взнос, что, возможно, даст минимальную степень гибкости в этом вопросе в связи с существующими санкционными ограничениями для большинства иностранных участников.
Подчеркнем, что перечисленные условия (все или некоторое) по решению Правкомиссии могут применяться и к сделкам (операциям), цена которых составляет менее
100 000 000 долларов США (или эквивалент). Основанием для этого может являться ходатайство ответственного министерства, обратившегося в адрес Правкомиссии для выдачи разрешения на совершение сделки.
Например, в настоящее время требования по предоставлению отчета об оценке актива, а также дисконта в установленном размере применяются на практике при рассмотрении заявлений о выдаче разрешения на совершение сделки в отношении широкого круга сделок.

Подходы к выдаче разрешений на выплату дивидендов


Правкомиссией было подтверждено применение следующих подходов к принятию решений о выдаче разрешений на осуществление выплаты прибыли (дивидендов) иностранным участникам:
1.     размер выплачиваемой прибыли (дивидендов) должен составлять не более 50% от размера чистой прибыли за предыдущий год;
2.     при принятии Правкомиссией решения должны быть учтены результаты ретроспективного анализа выплаты прибыли (дивидендов) (их периодичности, объема и др.);
3.     участники (акционеры) компании выразили готовность продолжать деятельность в РФ;
4.     при принятии решения должна быть учтена оценка значимости деятельности компании и ее влияние на технологический и производственный суверенитет и социально-экономическое развитие РФ (субъектов РФ), проведенная со стороны федеральных органов исполнительной власти и Банка России;
5.     федеральные органы исполнительной власти должны установить ежеквартальные KPI для компании;
6.     выплата дивидендов на квартальной основе будет возможна при условии выполнения установленных KPI.

[1]        Протокол заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации № 116/1 от 12 декабря 2022 года