Что сейчас нужно корпоративным заказчикам
«Запрос есть абсолютно на все услуги», — говорит Виталий Дианов, партнер антимонопольной практики, практики ВЭД, валютного и таможенного регулирования ALUMNI Partners. По его словам, сейчас бизнес «остро нуждается» в поддержке со стороны консультантов по проектам M&A, реструктуризации банковского финансирования, санкционным и валютным вопросам, а еще в консультировании по передислокации бизнеса из России. Не ослабевает запрос на поддержку в сложных судебных спорах и спорах с таможенными органами, продолжает эксперт.
Рейтинговое импортозамещение
Подходы к тендерам в компаниях в целом не изменились, подтверждает Дианов, но из-за ухода наиболее авторитетных зарубежных рейтингов клиентам стало сложнее формулировать качественные критерии для оценки консультантов.
Сила бренда против силы личности
После ухода крупных ильфов перед многими компаниями встал вопрос, с кем работать теперь. Не сдали позиции на рынке юруслуг сильные российские компании. «А также те, кто имел сильнейший бренд в прошлом и диверсифицированную клиентскую базу, и после ухода иностранных коллег сохранил команду и быстро вышел на рынок с новым брендом — незначительное количество ильфов, ставших сильными рульфами», — уверен Дианов.
По мнению Дианова, рульфы с иностранными корнями при грамотном подходе к своему развитию имеют все шансы быстро не только вернуть прежние позиции, но и затмить давно существующие российские юрфирмы. Одним из факторов для этого, по мнению юриста, станут «снятые оковы», которые в прошлом не давали работать на многих клиентов по причине невозможности пройти комплаенс-процедуры или разрешить конфликт интересов.
Состояние конкуренции
Дианов подтверждает: сейчас идет повсеместное сжатие рынка правовых услуг. Но ситуация в разных сегментах рынка неоднородна, подчеркивает юрист. «В верхнем ценовом сегменте конкуренция, наоборот, сократилась, так как условно пятизвездочных юрфирм стало значительно меньше», — объясняет он.
А вот в среднем ценовом сегменте борьба за клиента, наоборот, ожесточилась. Рульфы, которые надеялись поднять ценник и увеличить долю за счет ушедших ильфов, не все смогли реализовать амбиции и даже скорее столкнулись с ценовым давлением новых игроков, сформированных из бывших, которые стали охотиться за теми же клиентами.
«Бóльшая часть рынка консультантов проиграла в выручке, но незначительная часть при этом воспользовалась моментом и увеличила свою долю», — Виталий Дианов. При этом, по словам Дианова, для оценки российского юррынка более показательным будет следующий, 2023 год.
По материалам Право.ru >>