Новости

Продление ограничений и исключений в отношении совершения M&A сделок в 2023 году, а также изменение подходов к их согласованию Правкомиссией

Настоящим обзором информируем о продлении до конца 2023 года некоторых контрсанкционных мер в отношении совершения M&A сделок, исключений в части согласования с ФАС России сделок экономической концентрации, а также об изменении подходов Правкомиссии к согласованию сделок.

Скачать обзор в PDF >>

Продление запрета на совершение ряда сделок

в сфере финансов и ТЭК


Президент РФ продлил до конца 2023 года ранее введенный запрет на совершение сделок в отношении акций, долей российских компаний, прав и обязанностей участников соглашений о совместной деятельности и иных договоров, связанных с реализацией инвестиционных проектов в сфере финансов, топливно-энергетического комплекса, а также ряде других отраслей[1].

Напомним, что запрет применяется если ценные бумаги, доли или права (обязанности) принадлежат иностранным лицам недружественных стран или лицам, которые находятся под контролем таких иностранных лиц. Совершение рассматриваемых сделок до конца 2023 года возможно только на основании специального решения Президента РФ. Подробнее см. в нашем предыдущем обзоре.

Продление уведомительного порядка согласования сделок

с активами стоимостью до 2 млрд рублей


До конца 2023 года сохраняется возможность совершения следующих сделок без получения предварительного согласия антимонопольного органа[2]:
  • ¾    сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций в случае, если суммарная стоимость активов объекта экономической концентрации и его группы лиц составляет от 800 млн до 2 млрд рублей;
  • ¾    сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций.

В случае осуществления указанных сделок вместо получения предварительного согласия потребуется уведомление ФАС России об их совершении в срок не позднее 30 дней с даты сделки. Подробнее см. в нашем предыдущем обзоре.

Скорректированы подходы к рассмотрению Правкомиссией

заявлений на осуществление сделок


Ранее Правкомиссией был утвержден[3] ряд условий и подходов к рассмотрению M&A сделок с иностранными лицами недружественных стран. К таким условиям относятся наличие отчета об оценке рыночной стоимости активов, предоставление продавцом дисконта не менее 50% от рыночной стоимости активов, установление KPI для новых акционеров (собственников), предоставление рассрочки платежа на 1–2 года или добровольная уплата в федеральный бюджет не менее 10% от цены сделки.

В соответствии с первоначальной редакцией протокола указанные условия и подходы в обязательном порядке должны были применяться только к сделкам (операциям), цена которых превышает 100 000 000 долларов США (или эквивалент).

Согласно уточненному подходу[4] указанное пороговое значение по цене сделке (операции) не будет применяться, и разработанные Правкомиссией условия и подходы по общему правилу должны использоваться в отношении всех сделок вне зависимости от их цены. Это означает, что возможность неприменения того или иного критерия должна отдельно обосновываться регулятором, непосредственно курирующим рассмотрение заявления, на заседании Правкомиссии.


Информационные письма ALUMNI Partners являются кратким обзором изменений в законодательстве и правоприменительной практики и не должны рассматриваться в качестве правового заключения или консультации.

Если у вас возникнут какие-либо вопросы или комментарии в связи с настоящим обзором, пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы будем рады их обсудить.


[1]        Указ Президента РФ от 5 августа 2022 года № 520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций»
[2]        Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
[3]        Протокол заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 12 декабря 2022 года № 116/1
[4]        Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 22 декабря 2022 года № 118/1