Новости

Уточнение отдельных аспектов контроля за иностранными инвестициями в российские компании

УТОЧНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ КОНТРОЛЯ ЗА ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ  В РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ

17 августа 2022 г. Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной Думы РФ законопроект[1], согласно которому сделка в отношении «нестратегических» компаний может быть вынесена на рассмотрение Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее – «Правкомиссия»), а также уточняющий требования к документам, необходимым для согласования сделки с ФАС России в рамках контроля за экономической концентрацией (далее – «Законопроект»). В настоящем обзоре мы подробно разберем нововведения, предлагаемые Законопроектом.

Скачать обзор в PDF >>

Помимо указанного Законопроекта Правительство РФ предложило на рассмотрение Государственной Думы РФ еще одну инициативу, в соответствии с которой компания, которая контролируется иностранным инвестором и решит заниматься стратегическим видом деятельности, должна будет согласовать с Правкомиссией получение разрешительного документа на осуществление такой деятельности. Более подробно об этой инициативе мы расскажем в нашем следующем обзоре.


КАКИЕ СДЕЛКИ И КОМПАНИИ ЗАТРАГИВАЕТ ЗАКОНОПРОЕКТ?

Напомним, что в соответствии с действующей редакцией ст. 6 Закона № 160-ФЗ[2] согласованию в порядке, предусмотренном Законом № 57-ФЗ[3], могут подлежать сделки, совершаемые иностранными инвесторами в отношении любых российских компаний, если такое решение будет принято Председателем Правкомиссии. При этом Закон № 160-ФЗ не содержал каких-либо критериев или примеров, когда решение о необходимости такого согласования может быть принято.
Законопроект уточняет данный вопрос и предусматривает, что сделка может быть вынесена на рассмотрение Правкомиссии в отношении следующих компаний (данный перечень не является исчерпывающим):
1.     компаний, занимающих доминирующее положение;
2.     градообразующих организаций[4];
3.     единственных производителей/поставщиков продукции (работ, услуг) на территории РФ, которые не находятся под контролем иностранного инвестора;
4.     компаний, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в случае если сделка не подлежит обязательному согласованию в соответствии с Законом № 57-ФЗ;
5.     участников нацпроектов;
6.     гарантирующих поставщиков электроэнергии, холодного водоснабжения, водоотведения, единых теплоснабжающих организаций, региональных операторов по обращению с ТКО*;
7.     компаний, оказывающих услуги спутниковой связи;
8.     пользователей участками недр*, отнесенных к участкам недр федерального значения или некоторыми участками недр, не отнесенных к участкам недр федерального значения[5];
9.     компаний, осуществляющих контроль над компаниями-пользователями участками недр*, не отнесенных к участкам недр федерального значения[6];
10.   компаний, осуществляющих работы по созданию/реконструкции морского или речного порта.
* Отметим, что до 31 декабря 2022 г. без специального разрешения Президента РФ запрещено совершение сделок в отношении акций, долей российских компаний, осуществляющих деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса, недропользования, а также ряде других отраслей. Подробнее читайте в нашем обзоре.

ПРОЦЕДУРА И СРОКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ СОГЛАСОВАНИЯ СДЕЛКИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ № 57-ФЗ


Напомним, что на текущий момент соответствующая процедура фактически предусмотрена Положением о Правкомиссии. Законопроект же лишь уточняет ее и переносит на уровень закона для создания большего понимания у сторон сделок, которые могут потенциально попадать под соответствующее регулирование.
Согласно данной процедуре, предполагаемый срок рассмотрения вопроса о необходимости согласования сделки в соответствии с Законом № 57-ФЗ будет занимать по меньшей мере около 2,5 месяцев. К сожалению, более точное определение сроков невозможно в связи с отсутствием срока для Председателя Правкомиссии на принятие решения о наличии или отсутствии необходимости согласования сделки в соответствии с Законом № 57-ФЗ. Более подробно см. в Приложении.
Отдельно отметим, что стороны обязаны приостановить совершение сделки (на время решения вопроса о необходимости согласования сделки в соответствии с Законом № 57-ФЗ) только в случае получения уведомления от ФАС России об этом.
Учитывая наличие соответствующих процедур, Законопроект также расширяет полномочия ФАС России по продлению сроков рассмотрения ходатайств в соответствии с Законом № 135-ФЗ[7].

УТОЧНЕНИЕ ПЕРЕЧЕНЯ ДОКУМЕНТОВ ПРИ СОГЛАСОВАНИИ СДЕЛОК С ФАС РОССИИ
В соответствии с Законопроектом, при подаче ходатайства о выдаче разрешения на совершение сделки вместо перечня стратегических лицензий компании-таргета, потребуется предоставить расширенный пакет документов по данному вопросу, а именно:
1.     Сведения об осуществлении компанией-таргетом, и лицами, более 5% которых владеет компания-таргет, стратегических видов деятельности в понимании Закона № 57-ФЗ;
2.     Перечень и копии документов (договоров, лицензий), подтверждающих наличие права на осуществление стратегических видов деятельности в понимании Закона № 57-ФЗ у компании-таргета и у лиц, более 5% которых владеет компания-таргет;
3.     Детализированные сведения в отношении бенефициаров и контролирующих лиц заявителя в случае, если он является иностранным инвестором или иностранному инвестору принадлежит более 5% заявителя, либо компания-таргет или лицо, более 5% которых владеет компания-таргет, является стратегическим обществом в понимании Закона № 57-ФЗ.
Отметим, что непредоставление этих сведений может повлечь отказ в выдаче согласия ФАС России на совершение сделки.

[1]        Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и статьи 32 и 33 Федерального закона «О защите конкуренции» № 183060-8
[2]        Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
[3]        Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
[4]        В понимании ст. 169 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
[5]        Применяется в отношении пользователей участками недр, содержащих: месторождения с извлекаемыми запасами нефти от 50 до 70 миллионов тонн, с запасами газа от 30 до 50 миллиардов кубических метров, коренные (рудные) месторождения с запасами золота от 30 до 50 тонн, месторождения с запасами меди от 300 до 500 тысяч тонн; проявления урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, алмазов (за исключением россыпных), лития (за исключением гидроминерального сырья), металлов платиновой группы (за исключением россыпных)
[6]        Применяется в отношении пользователей участками недр, содержащих: месторождения с извлекаемыми запасами нефти от 70 миллионов тонн, с запасами газа от 50 миллиардов кубических метров, коренные (рудные) с запасами золота от 50 тонн, с запасами меди от 500 тысяч тонн
[7]        Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»