Новости

Обзор наиболее существенных изменений законопроекта о реализации отдельных направлений налоговой политики

В настоящее время на стадии оценки регулирующего воздействия находится подготовленный Минфином России законопроект о реализации отдельных направлений налоговой политики. Налоговая практика ALUMNI Partners подготовила обзор наиболее важных изменений в НК РФ.

Скачать обзор в PDF >>

Переквалификация ценовой разницы по сделкам с нерезидентами в дивиденды

Законопроектом предлагается в ст. 105.3 НК РФ установить положение, согласно которому в случае отличия цены, фактически примененной в сделке между взаимозависимыми лицами, одной из сторон которой является налоговый нерезидент РФ, от рыночной цены (при наличии также определенных оснований) доход, возникший у данного нерезидента в размере суммы корректировки, приравнивается к дивидендам, полученным от источников в РФ, и облагается налогом у источника.

С учетом установленного государством дисконта в 50% на реализацию активов лицами из «недружественных» государств, могут возникнуть ситуации, когда налоговые агенты столкнутся со значительными суммами доначислений в случае «формального» подхода к ценовым проверкам со стороны налоговых органов. В контексте приостановления действия СоИДН (Соглашения об избежании двойного налогообложения) с «недружественными» государствами, национальная ставка налога у источника составит 15%. Кроме того, следует учитывать, что к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются сделки, одной из сторон которых является лицо, с местом регистрации или налогового резидентства в государстве, входящем в установленный Минфином перечень офшорных зон. Как известно, недавно данный перечень был значительно расширен, в связи с включением в него всех «недружественных» государств. Таким образом, сделки с лицами из «недружественных» государств и других офшоров могут попасть под ценовой контроль и, соответственно, под предлагаемое в законопроекте положение о доначислении налога у источника с дивидендов в случае корректировки цены сделки. Очевидно, что указанная норма нуждается в серьезной доработке и/или разъяснениях либо должна быть исключена из законопроекта, ведь при ее реализации фактически доначисления «лягут на плечи» российских налогоплательщиков.

Привлечение территориальных налоговых органов к ценовым проверкам и увеличение проверяемого периода

Вносится дополнение в ст. 105.17 НК РФ, согласно которому по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России к проведению проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами могут быть также привлечены должностные лица территориальных налоговых органов.

Нужно отметить, что помимо рассматриваемого законопроекта на стадии общественных обсуждений находится другой законопроект Минфина России о внесении изменения в ст. 105.17 НК РФ, которым отменяется положение о том, что решение о проведении ценовой проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления о контролируемых сделках. Соответственно, к проверкам по ТЦО (трансфертному ценообразованию) будут применимы общие нормы о проведении налоговых проверок, под которые смогут попасть сделки, совершенные в течение трёх лет, предшествующих году начала проверки.

Указанные изменения, очевидно, свидетельствуют о тенденции на расширение ценового контроля со стороны налоговых органов.

Включение доначислений по ценовым проверкам в совокупную обязанность на едином налоговом счете

Законопроектом предлагается внести изменения в п. 5 ст. 11.3 НК РФ, установив, что решения, вынесенные по результатам проверки ФНС России полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, будут формировать совокупную обязанность на ЕНС налогоплательщика с момента вступления в силу такого решения. В текущей редакции НК РФ доначисления по таким проверкам могут быть списаны со дня вступления в силу соответствующего судебного акта.

Снижение порогов для налогового мониторинга

Предлагается изменить условия, установленные ст. 105.26 НК РФ, для обращения с заявлением о проведении налогового мониторинга, а именно: снизить сумму совокупно уплаченных налогов со 100 млн. рублей до 80 млн. рублей, а величины полученных доходов и активов снизить с 1 млрд. рублей до 800 млн. рублей.

Таким образом, налоговый мониторинг предлагается распространить на ещё большее количество налогоплательщиков.

Льготная ставка по операциям с акциями

Вносится поправка в ст. 284.2 НК РФ, согласно которой, если акции организации на дату их реализации относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и на указанную дату доход от их реализации не превышает 1% собственного капитала такой организации, определенного на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации, то налоговая ставка 0% применяется независимо от состава активов этой организации.

Соответственно, к доходу от реализации обращающихся акций будет применима льготная ставка по налогу на прибыль 0% независимо от состава активов организации, т.е. даже в случае превышения 50% доли недвижимости в РФ при условии, если такой доход от реализации не превысит 1% от собственного капитала организации.