Новости

Центры не всемирной торговли. Комментарий Виталия Можаровского для CRE

В 2022 году объём коммерческой недвижимости в России достиг 100 млн кв. метров, более 37 млн кв. м (с учётом гипермаркетов) из них – площади ритейла. 90% введённых в России и 100% – в Москве торговых центров приходится на объекты районного формата. Однако год для рынка торговой недвижимости и ритейла стал с 1998-го самым сложным: уход десятков иностранных брендов, кинотеатры без контента, кардинальное переформатирование логистики, отток специалистов и клиентов, изменение потребительского поведения и продолжающийся спад покупательской способности. Эксперты CRE – о первых итогах 2022-го для торговых центров.

Виталий Можаровский, партнёр, ALUMNI Partners:
- На мой взгляд, торговая недвижимость, и, в первую очередь, её высококлассный сегмент – одни из наиболее пострадавших в этом году. Сначала трагические события февраля вызвали цепную реакцию исхода международных брендов, что подкосило предложение. Потом первая волна мобилизации в сентябре вызвала массовые миграционные явления, что, в свою очередь, подкосило спрос. То, что уровень вакантности торговых площадей не взвился в небо, произошло исключительно благодаря традиционно качественным в этом сегменте договорам аренды. Но по мере органического истечения действующих договоров аренды собственникам надо будет принимать какое-то решение: или мириться с закрытыми магазинами, или перепрофилировать их под, например, развлекательный сегмент или сферу услуг, или снижать арендную ставку. Причём, одно из этих решений не исключает другое, и, возможно, мы будем свидетелями удачных комбинаций.

По материалам CRE >>