12 июля 2023 г. была опубликована выписка из протокола заседания Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации («Правкомиссия»), устанавливающая обновленный подход к согласованию сделок (операций) с т.н. «недружественными» лицами и выплате им дивидендов российскими компаниями (далее – «Протокол № 171»). Данный протокол заменяет собой предшествующие протоколы № 118/1 и № 143/4, регулировавшие те же вопросы.
Новый протокол содержит как уже привычные критерии (например, требования о наличии независимой оценки бизнеса/ активов и дисконте в размере не менее 50% от их рыночной стоимости, а также обязательство по осуществлению добровольного взноса в бюджет и др.), так и ряд новых, о возможности появления которых в разное время свидетельствовали публикации в СМИ и неофициальные проекты соответствующих документов. При этом подавляющая часть изменений касается именно сделок (операций), подходы к выплате дивидендов фактически не изменились.
Ниже обзор обновленных критериев, как в части согласования сделок (операций), так и в части выдачи разрешений на выплату дивидендов недружественным лицам.
СКАЧАТЬ ОБЗОР В PDF >>
ENGLISH VERSION >>
Согласование сделок (операций)
Прежде всего, важно отметить, что обновленный перечень критериев, как и ранее, формально применяется только для сделок (операций) по отчуждению ценных бумаг, включая акции, а также долей иностранными недружественными лицами или лицами, находящимися под их контролем (далее – недружественное лицо). Таким образом, для иных сделок, в т.ч. направленных на отчуждение недвижимого имущества, соответствующие критерии не применяются.
Также, исходя из уже применявшейся практики, обновленные критерии, с большой долей вероятности, будут применяться Правкомиссией в отношении всех сделок, решение по которым на момент публикации Протокола № 171 не принято, вне зависимости от даты подачи заявления и срока его рассмотрения.
Протокол № 171 предусматривает следующие критерии согласования сделок (операций):
«Старые» критерии[1]
Несмотря на то, что раннее данное требование было сформулировано как рекомендация, фактически соответствующее заключение в обязательном порядке уже требовалось Правкомиссией для согласования сделок;
В части данного критерия изменения коснулись лишь формулировки, которая теперь конкретизирует виды KPI, а также предусматривает возможность установления KPI как для компании-таргета, так и для покупателя. Ответственными за контроль за соблюдением KPI будут т.н. «курирующие министерства»;
Отметим, что новая редакция данного требования устанавливает фиксированный трехмесячный срок на уплату взноса. Ранее такой срок определялся Правкомиссией в каждом конкретном случае. Также Протокол № 171 предлагает исчислять указанный срок с даты осуществления сделки. В существовавших ранее неофициальных версиях соответствующего протокола данный срок предлагалось исчислять с даты выдачи разрешения, а также содержалось указание на его уплату покупателем. Исключение такого указания из текста позволяет сделать вывод, что платить взнос по-прежнему могут как покупатель, так и продавец.
«Новые критерии»
Фактически это условие ограничивает возможность согласования колл-опциона для продавца активов в пределах 2 лет после совершения первоначальной сделки. Полагаем, что выкуп за пределами указанного срока будет возможен либо на основании отдельного обоснования (на это указывает формулировка «как правило»), либо на основании отдельного разрешения Правкомиссии (при сохранении текущего регулирования), или может быть запрещен. При этом условие об экономической выгоде может трактоваться как необходимость получения резидентом-продавцом прибыли от продажи актива вне зависимости от его рыночной стоимости.
Таким образом валютные платежи продавцу за пределы Российской Федерации ограничены необходимостью согласовать рассрочку для их осуществления. Срок рассрочки будет определяться Правкомиссией с учетом всех обстоятельств и условий рассматриваемой сделки, включая размер и валюту платежа. Также предполагаем, что оплата очередного платежа в рамках рассрочки может быть привязана к исполнению взятых на себя KPI, однако возможность такой привязки прямо не прописана в протоколе.
Речь идет о наличии, например, разрешений ФАС России и/ или ЦБ РФ на сделку, что может повлиять на построение процесса получения согласований и приоритезации получения указанных согласований в сжатые сроки;
Полагаем, что идея указанного пункта состоит в необходимости исключения ситуации, когда в связи с уходом иностранного владельца акции компании выводятся из организованной торговли. Соответственно, новый владелец должен обеспечить выход такой компании на биржу (в части пакета до 20%) в указанные сроки.
Отдельно отметим, что в неофициальных версиях критериев ранее также фигурировал ряд иных условий, например, касающихся исключения иностранных лиц из структуры владения активом, а также ограничивающих последующую выплату дивидендов компанией-таргетом за границу, однако они не вошли в итоговый текст Протокола № 171. Предполагаем, что в части дивидендов это может объясняться тем, что такие ограничения фактически уже действуют в рамках существующих требований.
Выплата дивидендов
Протокол № 171 сохраняет ранее применявшиеся подходы к рассмотрению вопросов о выдаче разрешений на выплату дивидендов недружественным лицам. Изменения в формулировках критериев по сути носят лишь технический характер, а их включение в текст протокола обусловлено исключительно прекращением действия ранее принятого протокола № 118/1, содержащего указанные критерии.
[1] Критерии, которые ранее уже действовали в той или иной форме
[2] Перечень оценщиков (оценочных организаций), рекомендованных для проведения оценки рыночной стоимости активов Минфином России: https://minfin.gov.ru/ru/permission/79-81?id_57=301496-perechen_otsenshchikov_otsenochnykh_organizatsii_rekomendovannykh_dlya_provedeniya_otsenki_rynochnoi_stoimosti_aktivov
[3] Перечень саморегулируемых организаций оценщиков, рекомендованных для проведения экспертного заключения в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»: https://minfin.gov.ru/ru/permission/79-81?id_57=301783-perechen_samoreguliruemykh_organizatsii_otsenshchikov_rekomendovannykh_dlya_provedeniya_ekspertnogo_zaklyucheniya_v_sootvetstvii_so_statei_17.1_federalnogo_zakona_ot_29.07.1998__135-fz_ob_otsenochnoi_deyatelnosti_v_rossiiskoi_federatsii
Новый протокол содержит как уже привычные критерии (например, требования о наличии независимой оценки бизнеса/ активов и дисконте в размере не менее 50% от их рыночной стоимости, а также обязательство по осуществлению добровольного взноса в бюджет и др.), так и ряд новых, о возможности появления которых в разное время свидетельствовали публикации в СМИ и неофициальные проекты соответствующих документов. При этом подавляющая часть изменений касается именно сделок (операций), подходы к выплате дивидендов фактически не изменились.
Ниже обзор обновленных критериев, как в части согласования сделок (операций), так и в части выдачи разрешений на выплату дивидендов недружественным лицам.
СКАЧАТЬ ОБЗОР В PDF >>
ENGLISH VERSION >>
Согласование сделок (операций)
Прежде всего, важно отметить, что обновленный перечень критериев, как и ранее, формально применяется только для сделок (операций) по отчуждению ценных бумаг, включая акции, а также долей иностранными недружественными лицами или лицами, находящимися под их контролем (далее – недружественное лицо). Таким образом, для иных сделок, в т.ч. направленных на отчуждение недвижимого имущества, соответствующие критерии не применяются.
Также, исходя из уже применявшейся практики, обновленные критерии, с большой долей вероятности, будут применяться Правкомиссией в отношении всех сделок, решение по которым на момент публикации Протокола № 171 не принято, вне зависимости от даты подачи заявления и срока его рассмотрения.
Протокол № 171 предусматривает следующие критерии согласования сделок (операций):
«Старые» критерии[1]
- наличие независимой оценки рыночной стоимости активов оценщиком, рекомендованным Минфином[2];
- наличие заключения СРО из списка, рекомендованного Минфином[3], в отношении отчета оценщика.
Несмотря на то, что раннее данное требование было сформулировано как рекомендация, фактически соответствующее заключение в обязательном порядке уже требовалось Правкомиссией для согласования сделок;
- продажа актива с дисконтом не менее 50% от рыночной стоимости, определенной оценщиком;
- установление KPI для покупателя и (или) компании-таргета, которыми могут быть, в том числе:
- сохранение технологического потенциала и основного вида экономической деятельности компании-таргета;
- сохранение рабочих мест;
- исполнение обязательств по договорам, заключенным с другими юридическими лицами.
В части данного критерия изменения коснулись лишь формулировки, которая теперь конкретизирует виды KPI, а также предусматривает возможность установления KPI как для компании-таргета, так и для покупателя. Ответственными за контроль за соблюдением KPI будут т.н. «курирующие министерства»;
- уплата взноса в федеральный бюджет в размере 5% (в случае дисконта менее 90%) или 10% (в случае дисконта более 90%) от рыночной стоимости активов в течение 3 месяцев с даты осуществления сделки.
Отметим, что новая редакция данного требования устанавливает фиксированный трехмесячный срок на уплату взноса. Ранее такой срок определялся Правкомиссией в каждом конкретном случае. Также Протокол № 171 предлагает исчислять указанный срок с даты осуществления сделки. В существовавших ранее неофициальных версиях соответствующего протокола данный срок предлагалось исчислять с даты выдачи разрешения, а также содержалось указание на его уплату покупателем. Исключение такого указания из текста позволяет сделать вывод, что платить взнос по-прежнему могут как покупатель, так и продавец.
«Новые критерии»
- возможность обратного выкупа (включение в сделку колл-опциона) актива по рыночной цене в течение 2 лет после продажи при условии наличия экономической выгоды для резидента-продавца;
Фактически это условие ограничивает возможность согласования колл-опциона для продавца активов в пределах 2 лет после совершения первоначальной сделки. Полагаем, что выкуп за пределами указанного срока будет возможен либо на основании отдельного обоснования (на это указывает формулировка «как правило»), либо на основании отдельного разрешения Правкомиссии (при сохранении текущего регулирования), или может быть запрещен. При этом условие об экономической выгоде может трактоваться как необходимость получения резидентом-продавцом прибыли от продажи актива вне зависимости от его рыночной стоимости.
- оплата покупной цены в адрес недружественного лица возможна:
- на счет типа «С»;
- в рублях на счет в российском банке;
- на иностранный счет при условии рассрочки платежа.
Таким образом валютные платежи продавцу за пределы Российской Федерации ограничены необходимостью согласовать рассрочку для их осуществления. Срок рассрочки будет определяться Правкомиссией с учетом всех обстоятельств и условий рассматриваемой сделки, включая размер и валюту платежа. Также предполагаем, что оплата очередного платежа в рамках рассрочки может быть привязана к исполнению взятых на себя KPI, однако возможность такой привязки прямо не прописана в протоколе.
- наличие иных разрешений на совершение сделки.
Речь идет о наличии, например, разрешений ФАС России и/ или ЦБ РФ на сделку, что может повлиять на построение процесса получения согласований и приоритезации получения указанных согласований в сжатые сроки;
- размещение до 20% от приобретаемого пакета акций ПАО на организованных торгах в срок не более года и при этом срок размещения не должен превысить 3 лет. При этом, в случае, когда акции ПАО приобретены в результате присоединения к нему другого общества, размещение на организованных торгах акций ПАО в течение 3 лет с даты присоединения в количестве, эквивалентном до 20% акций присоединенного общества с учетом коэффициента конвертации;
- размещение до 20% от приобретаемого пакета акций ПАО на организованных торгах в случае прекращения публичного статуса акционерного общества или ликвидации такого общества в результате осуществления (исполнения) сделки (операции). Такое размещение и приобретение обществом публичного статуса должно быть осуществлено в срок не более 3 лет с даты осуществления (исполнения) сделки (операции);
Полагаем, что идея указанного пункта состоит в необходимости исключения ситуации, когда в связи с уходом иностранного владельца акции компании выводятся из организованной торговли. Соответственно, новый владелец должен обеспечить выход такой компании на биржу (в части пакета до 20%) в указанные сроки.
Отдельно отметим, что в неофициальных версиях критериев ранее также фигурировал ряд иных условий, например, касающихся исключения иностранных лиц из структуры владения активом, а также ограничивающих последующую выплату дивидендов компанией-таргетом за границу, однако они не вошли в итоговый текст Протокола № 171. Предполагаем, что в части дивидендов это может объясняться тем, что такие ограничения фактически уже действуют в рамках существующих требований.
Выплата дивидендов
Протокол № 171 сохраняет ранее применявшиеся подходы к рассмотрению вопросов о выдаче разрешений на выплату дивидендов недружественным лицам. Изменения в формулировках критериев по сути носят лишь технический характер, а их включение в текст протокола обусловлено исключительно прекращением действия ранее принятого протокола № 118/1, содержащего указанные критерии.
[1] Критерии, которые ранее уже действовали в той или иной форме
[2] Перечень оценщиков (оценочных организаций), рекомендованных для проведения оценки рыночной стоимости активов Минфином России: https://minfin.gov.ru/ru/permission/79-81?id_57=301496-perechen_otsenshchikov_otsenochnykh_organizatsii_rekomendovannykh_dlya_provedeniya_otsenki_rynochnoi_stoimosti_aktivov
[3] Перечень саморегулируемых организаций оценщиков, рекомендованных для проведения экспертного заключения в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»: https://minfin.gov.ru/ru/permission/79-81?id_57=301783-perechen_samoreguliruemykh_organizatsii_otsenshchikov_rekomendovannykh_dlya_provedeniya_ekspertnogo_zaklyucheniya_v_sootvetstvii_so_statei_17.1_federalnogo_zakona_ot_29.07.1998__135-fz_ob_otsenochnoi_deyatelnosti_v_rossiiskoi_federatsii