Крупные сделки по приобретению бизнеса надо согласовывать с ФАС. Иначе компании грозит штраф до полумиллиона рублей. Для одобрения нужно собрать пакет документов, который порой превышает тысячу страниц. Юристы говорят, что начать заключать такую сделку можно и до передачи бумаг в антимонопольный орган. Но тогда стоит включить в договор отлагательное условие: соглашение начнет действовать, только если будет согласие властей. В материале рассказываем, когда и как необходимо согласовывать сделку с регулятором и что делать, если чиновники отказали.
Согласование сделок с ФАС было всегда и активно работало. Но из-за событий 2022 года стало больше крупных «медийных» случаев с уходом иностранцев с российского рынка, говорит Андрей Неминущий, советник антимонопольной практики ALUMNI Partners.
Чтобы получить согласие, сначала надо собрать необходимые документы. Иногда пакет документов составляет несколько томов и комплекты могут доходить до тысячи страниц и даже больше, говорит Неминущий. Направить документы можно в электронном виде через личный кабинет на сайте ФАС или передать в руки. Обычно выбирают второй вариант. Документы либо отправляют по почте, либо через канцелярию центрального аппарата ФАС, либо через ящик для корреспонденции, объясняет Неминущий. Электронный способ применяется редко из-за ограниченных технических возможностей, отмечает эксперт. Теперь же ФАС издала приказ, согласно которому ходатайство можно будет направлять через «Госуслуги». Этот же документ отменяет возможность подавать бумаги через сайт ФАС. Механизм заработает с 16 сентября этого года. При этом пока не ясно, как он будет работать на практике, замечает Неминущий.
«Теоретически подать документы в электронном виде можно. Но, по сути, это «мертвая» процедура. Ей никто не пользуется, так как она требует участия нотариуса, и это все осложняет. На практике документы обычно подают в ФАС. Это самый рациональный и эффективный способ», Андрей Неминущий.
Обычно на практике документы подают в ФАС за два месяца до самой сделки, чтобы заложить время на рассмотрение ходатайства и возможные дополнительные запросы со стороны властей, рассказывает Неминущий. Если документы предоставят не полностью, то ходатайство считается не поданным, о чем служба сообщает заявителю. Если же ФАС сообщит, что ходатайство считается непредставленным, то пакет документов по просьбе заявителя возвращают, говорит Неминущий. Нужно исправлять недостатки и опять подавать бумаги. Срок рассмотрения тогда течет заново, потому это плохой сценарий, отмечает эксперт. Но на практике, если комплект подготовили корректно, такое происходит редко, рассказывает юрист.
На практике регулятор редко оспаривает сделки, отмечает Неминущий. При этом эксперт обращает внимание на репутационные риски: когда ФАС напишет о нарушении и штрафе на своем сайте или в телеграм-канале, то эта информация быстро разойдется в прессе. Такое развитие событий может навредить деловой репутации.
Обжаловать можно не только отказ, но и предписание, которое не устраивает компанию, замечает Неминущий. При этом теоретически одобрение ФАС на сделку могут оспорить конкуренты, ссылаясь на монополизацию рынка. Доказать это в суде будет сложно, говорит эксперт.
По материалам Право.ru >>
Согласование сделок с ФАС было всегда и активно работало. Но из-за событий 2022 года стало больше крупных «медийных» случаев с уходом иностранцев с российского рынка, говорит Андрей Неминущий, советник антимонопольной практики ALUMNI Partners.
Чтобы получить согласие, сначала надо собрать необходимые документы. Иногда пакет документов составляет несколько томов и комплекты могут доходить до тысячи страниц и даже больше, говорит Неминущий. Направить документы можно в электронном виде через личный кабинет на сайте ФАС или передать в руки. Обычно выбирают второй вариант. Документы либо отправляют по почте, либо через канцелярию центрального аппарата ФАС, либо через ящик для корреспонденции, объясняет Неминущий. Электронный способ применяется редко из-за ограниченных технических возможностей, отмечает эксперт. Теперь же ФАС издала приказ, согласно которому ходатайство можно будет направлять через «Госуслуги». Этот же документ отменяет возможность подавать бумаги через сайт ФАС. Механизм заработает с 16 сентября этого года. При этом пока не ясно, как он будет работать на практике, замечает Неминущий.
«Теоретически подать документы в электронном виде можно. Но, по сути, это «мертвая» процедура. Ей никто не пользуется, так как она требует участия нотариуса, и это все осложняет. На практике документы обычно подают в ФАС. Это самый рациональный и эффективный способ», Андрей Неминущий.
Обычно на практике документы подают в ФАС за два месяца до самой сделки, чтобы заложить время на рассмотрение ходатайства и возможные дополнительные запросы со стороны властей, рассказывает Неминущий. Если документы предоставят не полностью, то ходатайство считается не поданным, о чем служба сообщает заявителю. Если же ФАС сообщит, что ходатайство считается непредставленным, то пакет документов по просьбе заявителя возвращают, говорит Неминущий. Нужно исправлять недостатки и опять подавать бумаги. Срок рассмотрения тогда течет заново, потому это плохой сценарий, отмечает эксперт. Но на практике, если комплект подготовили корректно, такое происходит редко, рассказывает юрист.
На практике регулятор редко оспаривает сделки, отмечает Неминущий. При этом эксперт обращает внимание на репутационные риски: когда ФАС напишет о нарушении и штрафе на своем сайте или в телеграм-канале, то эта информация быстро разойдется в прессе. Такое развитие событий может навредить деловой репутации.
Обжаловать можно не только отказ, но и предписание, которое не устраивает компанию, замечает Неминущий. При этом теоретически одобрение ФАС на сделку могут оспорить конкуренты, ссылаясь на монополизацию рынка. Доказать это в суде будет сложно, говорит эксперт.
По материалам Право.ru >>