По данным делового портала Businessmens.ru, еще летом прошлого года вырос спрос на франшизы. Такую динамику аналитики связывают с уходом иностранных брендов. Вместе с тем на рынок вышли новые игроки, которые занимают освободившиеся ниши. К малоизвестным компаниям пока присматриваются. Далеко не все из них добросовестные. Чтобы снизить риски при покупке франшизы, юристы советуют включать в договор заверения, что франчайзер не нарушает права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности.
Как поменялся российский франчайзинг в 2022 году
Есть запросы российских производителей на «упаковку франшизы» для продвижения и масштабирования бренда. Но их сравнительно немного, делится Антон Нефедьев, советник, руководитель направления «Интеллектуальные права в сфере технологий» практики разрешения споров и интеллектуальной собственности ALUMNI Partners. С точки зрения эксперта, так произошло, поскольку клиенты, которых сильно затронул уход партнеров с российского рынка, решали в первую очередь операционные вопросы. Например, о приобретении активов и перестройке модели бизнеса под новые реалии: локализировали сырьевую базу и прорабатывали новые логистические цепочки. А расширение франчайзинговых сетей новых брендов, которые смогли успешно выстроить бизнес-процессы, скорее может стать главной тенденцией текущего года, полагает Нефедьев.
Как оформляют продажу франшизы
Александр Муравин, советник антимонопольной практики ALUMNI Partners , рассказывает, что некоторые правообладатели предпочитают заключать не сделки коммерческой концессии, а лицензионные договоры. По ним передают права на использование товарных знаков и других результатов интеллектуальной деятельности (РИД). При этом франчайзи могут развивать торговые сети под собственными товарными знаками, но использовать РИД правообладателя при оформлении торгового зала или для продвижения. Это позволяет правообладателю избежать применения некоторых специальных норм о коммерческой концессии, например о преимущественном праве франчайзи заключить договор на новый срок, объясняет юрист.
Правообладателям следует учитывать, что некоторые специфические условия концессии нельзя применять безопасно, если использовать лицензионную модель. Например, некоторые условия отказа от конкуренции или контроля за ценами может оспорить ФАС. Для франчайзи использование лицензии может привести к тому, что снизится степень поддержки со стороны правообладателя, говорит Муравин.
По материалам Право.ru >>
Как поменялся российский франчайзинг в 2022 году
Есть запросы российских производителей на «упаковку франшизы» для продвижения и масштабирования бренда. Но их сравнительно немного, делится Антон Нефедьев, советник, руководитель направления «Интеллектуальные права в сфере технологий» практики разрешения споров и интеллектуальной собственности ALUMNI Partners. С точки зрения эксперта, так произошло, поскольку клиенты, которых сильно затронул уход партнеров с российского рынка, решали в первую очередь операционные вопросы. Например, о приобретении активов и перестройке модели бизнеса под новые реалии: локализировали сырьевую базу и прорабатывали новые логистические цепочки. А расширение франчайзинговых сетей новых брендов, которые смогли успешно выстроить бизнес-процессы, скорее может стать главной тенденцией текущего года, полагает Нефедьев.
Как оформляют продажу франшизы
Александр Муравин, советник антимонопольной практики ALUMNI Partners , рассказывает, что некоторые правообладатели предпочитают заключать не сделки коммерческой концессии, а лицензионные договоры. По ним передают права на использование товарных знаков и других результатов интеллектуальной деятельности (РИД). При этом франчайзи могут развивать торговые сети под собственными товарными знаками, но использовать РИД правообладателя при оформлении торгового зала или для продвижения. Это позволяет правообладателю избежать применения некоторых специальных норм о коммерческой концессии, например о преимущественном праве франчайзи заключить договор на новый срок, объясняет юрист.
Правообладателям следует учитывать, что некоторые специфические условия концессии нельзя применять безопасно, если использовать лицензионную модель. Например, некоторые условия отказа от конкуренции или контроля за ценами может оспорить ФАС. Для франчайзи использование лицензии может привести к тому, что снизится степень поддержки со стороны правообладателя, говорит Муравин.
По материалам Право.ru >>

