Новости

Изменения в актах ЕЭК: актуализация подходов к оценке состояния конкуренции и порядку рассмотрения антимонопольных дел

Настоящим информационным письмом юридическая фирма ALUMNI Partners информирует об изменениях в Методике оценки состояния конкуренции[1] и Порядке рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках[2].

Скачать обзор в PDF >>

Изменения в Методике оценки состояния конкуренции на трансграничных рынках

1.     Вносимые решением ЕЭК от 15.07.2022 № 115 (далее – Решение) поправки расширяют сферу применения Методики Евразийской Экономической Комиссией (далее – Комиссия) и предусматривают, в частности, следующие случаи:
·       при рассмотрении заявлений о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках[3] – таким образом, Комиссия должна применять Методику при установлении товарного рынка, на котором предполагается нарушение до проведения проверки и возбуждения дела;
·       при определении товарного рынка и его соответствия критериям отнесения рынка к трансграничному[4] – данное изменение является значимым, поскольку именно в Методике сформулированы признаки трансграничности товарного рынка. Следовательно, уточняется последовательность действий при проведении оценки состояния конкуренции на товарном рынке – в соответствии с Методикой устанавливаются признаки трансграничности и затем осуществляется проверка на наличие критериев трансграничности рынка, зависящих от состава вменяемого нарушения;
·       до начала расследования о нарушении общих правил конкуренции по собственной инициативе Комиссии. Данное изменение также расширяет полномочия Комиссии и будет способствовать усилению аналитических выводов на этапах, предваряющих расследования дел о нарушении общих принципов и правил конкуренции на трансграничных рынках.

2.     Решением вводится понятие «сетевых эффектов» – воздействия, которое один пользователь товара оказывает на его ценность для других, в том числе потенциальных, пользователей. Согласно вносимым изменениям, присущие конкретному товарному рынку прямые и косвенные «сетевые эффекты» могут учитываться Комиссией при определении продуктовых границ товарного рынка. Помимо этого, «сетевые эффекты» могут быть рассмотрены в качестве барьера входа на товарный рынок.

Представленное определение близко к предлагаемому ФАС России в проекте поправок в Федеральный закон от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (т.н. пятом антимонопольном пакете[5]) и расширяет возможности Комиссии по проведению анализа состояния конкуренции на трансграничных рынках.

3.     Другим значимым изменением является взаимодействие Комиссии и антимонопольных органов государств-членов ЕАЭС (далее – антимонопольные органы) при подготовке аналитического заключения о состоянии конкуренции. Такой подход применяется к утверждению заключения только в случаях, указанных в пункте 1 настоящего информационного письма, и включает в себя следующие этапы:
·       направление проекта заключения в антимонопольные органы;
·       представление антимонопольными органами письменных позиций по проекту заключения;
·       в случае отсутствия замечаний со стороны антимонопольных органов в установленный срок Комиссия утверждает заключение;
·       при поступлении замечаний хотя бы от одного из государств-членов ЕАЭС, структурное подразделение Комиссии проводит консультации с антимонопольными органами;
·       по итогам проведения консультаций составляется протокол с мотивированными позициями антимонопольных органов, который приобщается к аналитическому заключению;
·       если в ходе консультаций разногласия не урегулированы, данный вопрос рассматривается с участием члена Коллегии Комиссии и руководителей антимонопольных органов с последующим составлением протокола;
·       утверждение Комиссией аналитического заключения.

При этом Комиссия вправе внести изменения в ранее принятое заключение, если в рамках проведения расследования или рассмотрения дела о нарушении общих правил конкуренции будут выявлены обстоятельства или материалы, которыми Комиссия не располагала на момент проведения оценки состояния конкуренции.

Указанные изменения вступают в силу через 30 дней с момента опубликования (03.09.2022) и не применяются к принятым до вступления изменений в силу:
- заявлениям (материалам) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках;
- определениям о проведении расследований таких нарушений.

Изменения в Порядке рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках

Поправки, вносимые Решением Совета ЕЭК № 116 от 15.07.2022, уточняют требования к содержанию и оформлению решений по делам о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, а именно к содержанию решения: теперь решение по делу будет включать в себя только вводную и резолютивную части, в то время как описательная и мотивировочная части будут находиться в приложении к решению, которое является его неотъемлемой частью.

Согласно предлагаемым поправкам, резолютивная часть решения, в отличие от предыдущей редакции Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, должна будет включать в себя описание совершенного ответчиком нарушения правил конкуренции с упоминанием временного интервала нарушения, конкретного трансграничного рынка, затронутого нарушением, и нарушенных положений Договора о создании ЕАЭС. Помимо этого, необходимо указывать срок уплаты штрафа, срок извещения Комиссии о такой уплате и информацию о возможном обжаловании решения.

Важным является изменение требований к описательной части – теперь она должна содержать сведения о совершённых процессуальных действиях (например, о проведенном анализе рынка) и об итогах анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Содержательно такие требования во многом аналогичны требованиям российского антимонопольного законодательства и способствуют гармонизации законодательства союза и государств-членов ЕАЭС.
Указанные изменения вступают в силу через 30 дней с момента опубликования (03.09.2022).

[1] Утверждена Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 № 7;
[2] Утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2012 № 99;
[3] Установлены ст. 76 Договора о Евразийском Экономическом Союзе;
[4] Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 № 29 «Об утверждении Критериев отнесения рынка к трансграничному»;
[5] https://sozd.duma.gov.ru/bill/160280-8