Скачать обзор изменений в PDF >>
Разрешение Правительственной комиссии требуется на осуществление (исполнение) сделок (операций) с долями в уставном капитале ООО при одновременном соблюдении следующих двух критериев:
1. сделки (операции) совершаются:
a. между резидентами РФ и Иностранными лицами недружественных государств;
b. Иностранными лицами недружественных государств между собой;
c. между Иностранными лицами недружественных государств и иностранными лицами, не являющимися Иностранными лицами недружественных государств, и
2. сделки (операции) влекут за собой прямо и/или косвенно установление, изменение или прекращение:
a. прав владения, пользования и/или распоряжения долями в уставном капитале ООО (за исключением кредитными и некредитными финансовыми организациями; либо
b. иных прав, позволяющих определять условия управления такими ООО и/или условия осуществления ими предпринимательской деятельности.
При этом выдаваемое разрешение при необходимости может содержать условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций).
Под Иностранными лицами недружественных государств понимаются иностранные лица, связанные с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия (перечень таких государств установлен Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р с изменениями и дополнениями) («Недружественные государства»), в том числе:
1. физические и юридические лица и иные лица, которые имеют гражданство таких государств, местом их регистрации, преимущественного ведения деятельности или преимущественного извлечения прибыли являются эти государства;
2. лица, находящиеся под контролем перечисленных выше лиц (независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения деятельности).
Не считаются Иностранными лицами недружественных государств:
1. лица, в отношении которых соблюдаются одновременно следующие требования:
a. которые находятся под контролем РФ, российских юридических или физических лиц (они являются их конечными бенефициарами) в том числе, с контролем через иностранные юридические лица; и
b. информация о таком контроле раскрыта российскими бенефициарами налоговым органам РФ;
2. лица, находящиеся под контролем:
a. юридических или физических лиц, личным законом которых является право государства, не относящегося к Недружественным государствам, и (или)
b. государства, не относящегося к Недружественным государствам,
но при условии, что такой контроль установлен до 1 марта 2022 г.
Из числа сделок (действий), требующих согласования Правительственной комиссии, исключены:
1. Сделки (операции), осуществляемые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2022 г. № 416, то есть сделки в связи с соглашением о разделе продукции Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа;
2. Сделки (операции), предусмотренные Указом Президента РФ от 5 августа 2022 г. № 520, т. е. определенные сделки в отношении российских юридических лиц, перечисленных в Указе №520.
Порядок выдачи разрешений Правительственной комиссией должен быть утвержден в 10-дневный срок Правительством РФ.
В отсутствие официальных разъяснений мы полагаем, что действие Указа может распространяться на довольно широкий круг сделок, которые сами по себе не приводят немедленно к установлению, изменению или прекращению прав на доли в уставном капитале ООО, но могут привести к таким последствиям в будущем. В частности, к таким сделкам могут относиться:
· соглашения о предоставлении опциона на заключение договора об отчуждении доли в уставном капитале ООО (предоставление соответствующей оферты);
· опционный договор;
· предварительный договор купли-продажи, дарения и мены долей;
· договор залога доли (в частности, при условии установления такого способа обращения взыскания на долю как оставление за собой);
· увеличение уставного капитала ООО;
· конвертируемый заем.
Мы обсудили нововведения с несколькими нотариусами, и они подтвердили, что в отсутствие каких-либо разъяснений со стороны государственных органов и/или нотариальной палаты они не планируют осуществлять удостоверение вышеуказанных сделок без предоставления им разрешения Правительственной комиссии.
Также, по нашему мнению, расширительное толкование Указа может создать риск отнесения к объему ограничений, установленных документом, также и косвенных сделок, связанных с передачей прав управления в отношении ООО, в том числе через переход прав на инструменты контроля на иностранном уровне, но подобный подход вызывает вопросы в части его практической реализации.
Юристы ALUMNI Partners с удовольствием проконсультируют вас по вопросам, связанным с согласованием сделок в Правительственной комиссии, а также окажут содействие в подготовке и подаче заявления в связи с такой сделкой (операцией).
Если у вас возникнут какие-либо вопросы или комментарии в связи с настоящим алертом, пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы будем рады их обсудить.
Антон Панченков, партнер, Корпоративная практика / M&A, anton.panchenkov@alumnipartners.ru
Екатерина Дедова, партнер, Корпоративная практика / M&A, ekaterina.dedova@alumnipartners.ru
Матвей Каплоухий, партнер, Корпоративная практика / M&A, matvey.kaploukhiy@alumnipartners.ru
Алерт подготовлен при участии Анастасии Кудряшовой, старшего юриста, и Владислава Лазуткина, юриста Корпоративной практики / M&A ALUMNI Partners.