Свою классификацию «мягких» навыков предлагает Антон Панченков, партнер корпоративной практики / M&A ALUMNI Partners:
«Требования к набору необходимых soft skills растут пропорционально опыту юриста, в идеале обосновывая его карьерное продвижение наравне с профессиональными экспертными знаниями», – говорит Антон Панченков.
Панченков отмечает, что если младшему юристу или начинающему мидлу достаточно навыков работы в команде и тайм-менеджмента, то продвинутый мидл, старший юрист и тем более советник или партнер должны иметь высокие коммуникативные способности, уметь эффективно управлять проектом, выстраивать связи с клиентом, управлять их ожиданиями.
Панченков выделяет три основных способа развития «мягких» навыков:
- Выбрать человека — ролевую модель внутри фирмы и использовать его опыт как живое пособие. Причем опыт как позитивный, так и негативный — этот может оказаться даже важнее.
- Посещать профессиональные тренинги по развитию навыков.
- Самый важный — метод проб и ошибок. Теория бесполезна, если не попробовать самому управлять даже маленькой командой, например стажерами и паралигалом, или выстраивать общение с живым клиентом, или наблюдать, как работают межличностные отношения, на практике.
«Здесь важны и чисто человеческие гибкие навыки, в особенности чувство меры. Юристу необходимо проявлять инициативу, но делать это в нужный момент и в нужном объеме, не стремясь перетянуть одеяло на себя и непременно запомниться как самому активному в переговорной комнате», — отмечает Панченков.
Панченков поддерживает идею передачи опыта, обращая внимание, что важна обратная связь от партнеров: они могут разбирать актуальную практику и конкретные кейсы юрфирмы с участием молодых коллег.
«Партнер должен быть источником не только работы, но и знаний и опыта для своих юристов. Юрист не должен стесняться задать партнеру вопрос о том, что он сделал не так, и критически важно, чтобы он получил на этот вопрос исчерпывающий ответ», — считает Панченков.
По материалам Право.ru >>