Новости

Нам это параллельно. Комментарий Виталия Можаровского для CRE

Госдума РФ приняла, а Совет федерации одобрил закон о легализации параллельного импорта в России, инициированный правительством РФ и ограждающий российские компании, ввозящие товары без разрешения правообладателя, от возможной гражданской, административной и уголовной ответственности. Нарушением теперь не будет использование результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в товарах, а также средств индивидуализации, которыми такие товары маркированы.

«У меня ощущение, что в постановке вопроса кроется некоторое недоразумение, – говорит Виталий Можаровский, партнер, ALUMNI Partners. – Сам термин «параллельный импорт» ведь означает, что существует какой-то другой импорт – официального импортера. Но поскольку официальные импортеры – правообладатели – официально уходят с российского рынка, то исчезает и само явление «параллельности».

Другими словами, из параллельного импорт превращается в самый обычный. В «параллельном» же импорте как таковом вообще ничего незаконного нет, уточняет г-н Можаровский: речь идет об импорте оригинальных, настоящих товаров, а вовсе не «левака и пали» – последнее уже «совсем другая, уголовная, история». Эксперт напоминает, что по общему правилу исключительные права правообладателей исчерпываются сразу после попадания их товара в коммерческий оборот, то есть их права просто в принципе не могут быть нарушены «параллельным» импортом.

Для понимания ситуации он предлагает вспомнить, как на рынке появилось вообще это явление – «параллельный» импорт. «В благие времена, много лет назад, когда Россия была сущим магнитом для иностранных инвестиций (да, так было!), многие инвесторы (автопроизводители, предметы роскоши, сектор FMCG и т.п.) в переговорах с российским правительством использовали аргумент, что им нецелесообразно строить свои производства в России, пока будет существовать «параллельный импорт», – поясняет Виталий Можаровский. – То есть, импорт оригинальных товаров, но осуществляемый третьими лицами. Такой параллельный импорт – повторюсь, сам по себе вполне законный – просто снижал бы доходность и окупаемость их инвестиций в строительство производств в России. Дело в том, что одни и те же товары в силу разных причин имеют разную цену в разных странах: сказываются местное регулирование, завоевание доли рынка, особые условия и особенности рынка, демпинг для вытеснения конкурентов и т.д. Это создает возможность для коммерсантов закупать оригинальные товары по более низкой цене в таких странах и импортировать их в другие страны, где цена заметно выше, то есть делать большие деньги исключительно на разнице цен на одни и те же товары в разных странах».

Яркий пример – разница цен на бензин в соседних странах, которая вызывает явление, известное как «бензиновый туризм», продолжает г-н Можаровский. Например, когда швейцарцы ездят на заправки в Германию или Италию, или поляки – в Беларусь, или австрийцы – в Венгрию. Бензин и швейцарцы, и поляки, и австрийцы ведь могут свободно купить и у себя дома, просто заметно дороже. «И для того, чтобы стимулировать инвесторов строить производства в России, в свое время правительство приняло политическое решение и пошло на искусственное ограничение импорта некоторых брендированных товаров, – напоминает он. – Для этого инвестору надо было подписать специальное соглашение и зарегистрировать свои товарные знаки в российской таможенной службе, которая как раз и осуществляла непосредственное создание проблем «параллельным» импортерам. Поэтому я далек от мыслей, что это постановление может как-то повлиять на рынок коммерческой недвижимости: ну будут теперь продавать оригинальные товары не сами правообладатели, а «неофициальные» (или «неавторизованные») ретейлеры или импортеры».

Ничего незаконного в этом нет, повторяет Виталий Можаровский, просто прямые отношения с конечным потребителем будут не у правообладателя, а у «неофициального» розничного продавца или импортера, то есть всего лишь удлиняется цепочка коммерческих посредников. И даже если ушедшие и приостановившие продажи бренды захотят вернуться обратно в Россию и возобновить прямые продажи – почему нет, считает эксперт: просто им придется опять договариваться с чиновниками об импортных преимуществах и привилегиях, как они уже успешно делали это много лет назад. «Ну а маркировка товаров меня всегда забавляла: как она может обеспечить оригинальность товара? – улыбается Виталий Можаровский. – Если можно подделать товар, то почему нельзя подделать маркировку? Я всегда догадывался, что все маркировки нужны исключительно тем, кто монопольно продает специальное оборудование для маркировки».

По материалам CRE >>