Новости

Изменения в земельном и градостроительном законодательстве в марте-апреле 2022 года. Часть 1

Юридическая компания Alumni Partners начинает цикл сообщений об изменениях, которые внесены в земельное и градостроительное законодательство в марте-апреле 2022 г. Сегодня мы опишем новеллы в части приобретения прав на публичные земельные участки, в следующий раз – изменения, касающиеся градостроительной документации, и завершим цикл информацией в части получения разрешительной документации на строительство.

Наиболее существенные изменения в части приобретения прав на публичные земельные участки


1.      Продление договора аренды публичного земельного участка

Прежде всего, обратим внимание арендаторов публичных (т.е. находящихся в государственной или муниципальной собственности) земельных участков на возможность потребовать от арендодателя продления договора аренды такого земельного участка (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 14 марта 2022 г. №58-ФЗ). Срок продления определяется арендатором, но не может превышать три года. Основные условия и особенности продления:
•          Не имеют значения основание заключения договора аренды (на торгах или без торгов), наличие или отсутствие задолженности по арендной плате;
•          Срок договора аренды не истек, арендодатель не требует его досрочного расторжения в судебном порядке;
•          Отсутствуют неустранённые нарушения законодательства, связанные с использованием участка.

Обратиться к арендодателю с требованием о заключении дополнительного соглашения к договору аренды нужно не позднее 1 марта 2023 г. Напомним, что аналогичное право продлить срок действия договора аренды публичного участка действовало до 1 марта 2021 г. в связи с коронавирусом.

2.      Аренда публичных участков без проведения торгов

В законодательство также внесены изменения, направленные на расширение возможностей приобретения прав на публичные участки. Так, в 2022 г. для граждан Российской Федерации и российских юридических лиц появилась дополнительная возможность получить публичный участок в аренду без проведения торгов (п. 1 Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2022 г. №629): для этого нужно осуществлять деятельность по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введённых ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций. Перечень такой продукции устанавливается решением региональных органов государственной власти. Пока непонятно, какой именно региональный орган власти будет принимать указанное решение и какой именно документ будет подтверждать соответствие конкретного проекта данному основанию.

3.      Аукционы в отношении публичных земель в населённых пунктах

Наконец, отметим расширение возможностей для граждан и юридических лиц по инициированию аукциона в отношении публичных земельных участков. Общее правило заключается в том, что частные лица могут подготавливать схему расположения публичного земельного участка для последующего проведения аукциона по нему только за границами населенных пунктов и городов федерального значения (п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ). В соответствии с тем же Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2022 г. №629 в 2022 г. снято ограничение в отношении населенных пунктов. Иными словами, если бесторговое основание для получения публичного участка отсутствует, то частное лицо может инициировать аукцион и в населенных пунктах при условии, что в отношении соответствующей территории не утвержден проект межевания.

Скачать обзор >>

Вторая часть обзора >>