Новости

Другие берега. Комментарий Виталия Можаровского для CRE

Российские ритейлеры и рестораторы продолжают осваивать рынки соседних и не очень стран, и планы на 2024-й у некоторых из них наполеоновские. На выходы и динамику развития продолжат влиять отношения с региональными властями, санкционная риторика и умение адаптировать и персонифицировать предложения.

«Всё – чисто в плоскости коммерции, и даже больше – в сфере GR, governmental relations – связей с органами власти), – считает Виталий Можаровский, партнёр, ALUMNI Partners. – Кто сможет эффективно договориться с властями в конкретной юрисдикции, у того и шансов на успех больше. Ведь даже на относительно либеральных рынках Европы свобода крупных сетей сильно ограничена в пользу традиционного мелкого семейного торгового бизнеса. Ограничения касаются рабочих часов, работы в выходные дни, налогов, социальной защиты, профсоюзов и многих других аспектов. Что уж говорить про страны, имеющие репутацию «восточных деспотий»? В качестве примера можно рассмотреть российский опыт из «прошлой жизни». Некоторые направления розничной торговли в России полностью отсутствовали, и поэтому иностранцы сначала успешно заполняли собой эти ниши, а потом и доминировали в них (IKEA). Некоторые сегменты находились в состоянии дикого базара, и всё, что надо было сделать иностранцам – это просто ставить объекты у «намоленных» мест, и очень быстро и эффективно экономически и посредством несравнимо высоких стандартов сервиса вытеснять с рынка массу мелких конкурентов (Leroy Merlin). Но были и сегменты – например, продуктовый ритейл, в которых местные игроки, благодаря высокой конкуренции, сами развивались очень динамично и оказались слишком «зубастыми» для иностранцев. Не секрет, что тот же Walmart в тучные годы несколько лет и серьёзно изучал российский рынок, нанимая даже профильных специалистов крупного калибра, но – так и не смог или не решился выйти на рынок на приемлемых для себя условиях. Успех же Auсhan в России (самая высокая прибыль из расчёта на квадратный метр площади) в этом высококонкурентном сегменте – это, скорее, исключение из правила, которое подтверждает корректность самого правила». Схожие сценарии развития, по словам г-на Можаровского, будут и у российских ритейлеров в новых для них юрисдикциях. Влиять на бизнесы, помимо чисто правовых и регуляторных аспектов (таможенных пошлин, прав на землю для иностранцев, налоговых режимов, покупательской способности населения, культурных традиций, защиты внутреннего рынка, интеллектуальной собственности, культуры труда, монопольной позиции поставщиков и посредников), будут и «слишком много деликатных нюансов».

По материалам CRE >>