Новости

Ключевые изменения в закупках и обращении медицинских изделий, лекарственных средств и фармацевтических субстанций

Юридическая фирма ALUMNI PARTNERS сообщает о ключевых изменениях, внесенных в законодательство Российской Федерации о государственных закупках и обращении на территории Российской Федерации лекарственных средств и медицинских изделий.

Скачать дайджест >>

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ, ЗАКУПКИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ


Закупки медицинских изделий по процедуре электронного запроса котировок
Значительно упрощены процедуры закупок медицинского оборудования, расходных материалов к нему и технических средств реабилитации инвалидов (за исключением некоторых номенклатур). Государственные и муниципальные заказчики вправе проводить электронный запрос котировок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 50 млн руб.
Совокупный объем закупок медицинских изделий, закупаемых таким способом, за год не должен превышать 750 млн руб.
Электронный запрос котировок предполагает размещение заказчиками извещения о проведении закупочной процедуры в ЕИС Закупки.
Предполагается, что расширение использования процедуры запроса котировок ускорит процедуры закупок и упростит их организацию и проведение как для заказчиков, так и участников.
Источник: Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 297

Расширение оснований для закупки лекарственных препаратов у единственного поставщика
Правительство определило дополнительные основания для проведения закупки у единственного поставщика:
1.   До 31 декабря 2022 г. допускается осуществление такой закупки на основании акта Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта, местной администрации.
ФАС России дополнительно разъяснено, что решения о принятии актов об осуществлении закупки для нужд субъекта РФ у единственного поставщика должны приниматься с учетом необходимости защиты национальных интересов РФ в связи с недружественными действиями иностранных государств, а также с учетом срочности осуществления закупки.
При наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг такие закупки должны проводиться конкурентными способами.
2.   Государственные и муниципальные заказчики могут приобретать лекарственные препараты, медицинские изделия и расходные материалы к ним у единственного поставщика при соблюдении следующих условий:
  • закупка осуществляется в электронной форме;
  • лекарственные препараты, медицинские изделия или расходные материалы к ним произведены единственным производителем на территории Российской Федерации или в стране, не вводившей санкции против России;
  • закупка одобрена учредителем медицинской организации;
  • годовой объем закупок не превышает 50 млн руб. для лекарственных препаратов или расходных материалов или 250 млн руб. для медицинских изделий.
3.   Разрешены закупки у единственного поставщика лекарств и медицинских изделий, не имеющих аналогов, произведенных в Российской Федерации, при условии, что:
  • единственный производитель происходит из страны, не вводивший санкции против России;
  • единственный поставщик внесен в соответствующий реестр.
4.   Кроме того, максимальная стоимость закупки у единственного поставщика лекарственных препаратов, назначаемых по медицинским показаниям для нужд конкретного пациента, увеличена до 1,5 млн руб.
Источники: Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 297, Постановление Правительства РФ от 16.03.2022 № 374, Письмо ФАС России от 17.03.2022 № МШ/22107/22

Особенности размещения в ЕИС сведений по Закону № 223-ФЗ
Введение санкций со стороны недружественных стран или принятие ограничительных мер в отношении осуществляющего закупку заказчика является основанием для неразмещения в ЕИС информации:
  • о закупке товаров, работ, услуг;
  • о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор по результатам закупки.
Заказчики, в отношении которых введены санкции или ограничительные меры, не размещают информацию обо всех закупках, в том числе уже находящихся на стадии определения поставщика (исполнителя).
Таким образом, в отношении закупок отдельных заказчиков снижается объем информации, публично размещаемой в ЕИС.
Источники: Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 301, Письмо Минфина России от 14.03.2022 № 24-03-08/18813

ОБРАЩЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ


Упрощение процедуры государственной регистрации медицинских изделий
Правительством Российской Федерации принято решение об упрощении процедуры государственной регистрации медицинских изделий, что должно повысить устойчивость соответствующих рынков и избежать дефицита.
Упрощенная процедура позволит заявителям получить все необходимые для государственной регистрации произведенных в Российской Федерации и иностранных медицинских изделий документы в сокращенные сроки. Для отдельных медицинских изделий срок регистрации будет сокращен с 50 до 22 рабочих дней, для других – до 5 рабочих дней.
Сокращения сроков планируется достигнуть путем проведения экспертизы заявления о регистрации и документов одновременно с проведением экспертизы полноты и результатов проведенных технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний, за исключением исследований, требующих проведения клинических испытаний с участием человека.
Перечень медицинских изделий, которые можно будет регистрировать в упрощенном порядке, определит специальная межведомственная комиссия. В состав комиссии войдут представители Минздрава, Минпромторга, Минфина, Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы. Комиссия будет сформирована в ближайшее время.
Постановление действует до 1 сентября 2023 года.
Источники: Постановление Правительства РФ от 1 апреля 2022 года № 552

Введение запрета на прекращение и приостановку производства медицинских изделий и их ввоза в РФ без предварительного уведомления
Законом установлен запрет на прекращение и приостановку производства медицинских изделий без предварительного уведомления уполномоченных государственных органов. Соответствующее уведомление должно быть произведено не менее чем за 6 месяцев до прекращения или приостановки производства соответствующих медицинских изделий.
Источник: Федеральный закон от 26.03.2022 № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Разрешение импорта и дальнейшего обращения лекарственных препаратов в упаковках, предназначенных для обращения в иностранных государствах
Во избежание возникновения дефицита отдельных лекарственных препаратов до 31 декабря 2022 года разрешены ввоз в Российскую Федерацию и дальнейшее обращение и применение лекарств в упаковках, предназначенных для обращения в иностранных государствах, в случае их дефектуры или риска ее возникновения в период введения в отношении РФ ограничительных мер экономического характера.
Таким образом, на ввозимые лекарственные препараты могут наноситься стикеры, содержащие информацию о лекарственном препарате.
Особенности ввоза и обращения лекарственных препаратов в упаковках, предназначенных для иностранных государств, будут утверждены Правительством РФ.
Источник: Федеральный закон от 26.03.2022 № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Введение ограничений на вывоз отдельных видов медицинских изделий
В целях обеспечения безопасности Российской Федерации в условиях действия ограничительных мер Правительством РФ установлен разрешительный порядок вывоза за пределы территории Российской Федерации на территории государств – членов Евразийского экономического союза отдельных видов товаров медицинского назначения по перечню. Разрешительный порядок действует до 31 декабря 2022 г. включительно.
Разрешительный порядок предусматривает обширный список исключений и не распространяется, в частности, на товары:
  • происходящие с территории Российской Федерации, сопровождаемые сертификатом о происхождении товара по форме СТ-1 (или иным сертификатом, подтверждающим российское происхождение товара);
  • вывозимые с территории Российской Федерации в рамках международных транзитных перевозок, а также на запасные части и специальное оборудование, временно вывозимые с территории Российской Федерации, предназначенные для обработки, защиты грузов, технического обслуживания или эксплуатации транспортных средств международной перевозки;
  • перемещаемые между частями территории Российской Федерации через территории иностранных государств, вывозимые в целях обеспечения деятельности воинских формирований, находящихся на территориях иностранных государств, вывозимые в ДНР, ЛНР, Республику Абхазия и Республику Южная Осетия и Республику Белоруссия в рамках Союзного государства;
  • произведенные (изготовленные, полученные) на территориях особых экономических зон, специальной экономической зоны, территориях, к ним приравненных, расположенных на территории Российской Федерации, с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, произведенные (изготовленные, полученные) на территориях свободных складов, расположенных на территории Российской Федерации, с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада;
  • на многооборотную тару (деревянную, металлическую, стеклянную, пластмассовую, специальную или иную), помещаемую под таможенную процедуру реэкспорта для завершения действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) или под таможенную процедуру временного вывоза;
  • на товары, вывозимые физическими лицами для личного пользования.
  • Разрешительный порядок вывоза изделий медицинского назначения реализуется посредством выдачи Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения разрешений на вывоз.
Источник: Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 312, Постановление Правительства РФ от 17.03.2022 № 390.