Главным изменением стало ограничение в использовании зарубежных индикаторов при ценообразовании: оно возможно лишь при условии исключения наступления или возможности наступления негативных последствий, указанных в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в границах Российской Федерации. Иными словами, по мнению антимонопольного органа, ссылка на зарубежные биржевые и внебиржевые индикаторы теперь сама по себе не исключает риск установления монопольно высокой цены. Также новая редакция предполагает, что доминирующий хозяйствующий субъект должен приоритизировать поставки на внутренний рынок и учитывать баланс спроса и предложения на внутреннем рынке.
Данная редакция Принципов анализа стала третьей по счету, она обращает на себя внимание следующим:
- дата изменения: новые Принципы анализа опубликованы на сайте ФАС России в марте 2022 г., однако датированы декабрем 2021 г. Таким образом, высока вероятность того, что они уже могли применяться антимонопольной службой в ранее рассмотренных делах;
- ссылка на внутренний характер документа: в Принципах анализа особо подчеркивается, что они разработаны для использования сотрудниками ФАС России. Вместе с тем такое указание, на наш взгляд, не означает, что хозяйствующие субъекты не могут ссылаться на данный документ, даже если их позиция расходится с позицией антимонопольного органа.
Несмотря на визуально небольшой объем изменений, мы полагаем, что принятие новой редакции Принципов анализа потребует от многих компаний корректировки действующих политик ценообразования.